Text Size
Saturday 17 November 2018

Помазанник Божий есть орудие воли Божией, а эта воля не всегда угодна людям, но всегда (здесь и далее выделено в источнике. - М.Б.) полезна. Народовластие же всегда гибельно, ибо Богу было угодно поставить, чтобы не паства управлял пастырем, а пастырь паствой. Там, где этот принцип нарушается, наступают последствия гораздо более горькие и опасные, чем все то, что признается ошибками или неправильными действиями пастыря. Пастырь ответственен пред Богом, народовластие же всегда безответственно, есть грех, бунт против Божеских установлений» (цит. по: Жевахов Н.Д. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. синода князя Н.Д. Жевахова. М., 1993. Изд. Родник. Т. 2. С. 101-103).

«Акт об отречении Государя Императора Николая II от престола Государства Российского за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича»
2 марта 1917 г.

В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить
нашу Родину, Господу Богу было угодно ниспослать России новое тяжкое испытание.
Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем
ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все
будущее дорогого нашего Отечества требует доведения войны, во что бы то ни стало, до
победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда
доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет
окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом
совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для
скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою, признали Мы за
благо отречься от престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть.
Не желая расстаться с любимым сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше брату
Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление
на престол Государства Российского. Заповедуем брату Нашему править делами
государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в
законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в
том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных
сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним, повиновением Царю в
тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему, вместе с представителями на-
рода, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да по-
может Господь Бог России.

Николай

«Акт об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верхов-
ной власти и о признании им всей полноты власти за Временным Правительством,
возникшим по почину Государственной Думы»
3 марта 1917 г.
Тяжкое бремя возложено на Меня волею брата Моего, передавшего Мне Император-
ский всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народных.
Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей,
принял Я твердое решение в том лишь случае воспринять верховную власть, если такова
будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез
представителей своих в Учредительном Собрании, установить образ правления и новые
основные законы Государства Российского.
Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской
подчиниться Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему и
облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший
срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное
Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.
Церковные ведомости. Пг., 1917. № 9-15. С. 56.
Церковные ведомости. Пг., 1917. № 9-15. С. 55-56.
Высочайшие акты от 2 и 3 марта 1917 г. были опубликованы буквально во всех
периодических изданиях России 1917 г.

Реакция РПЦ:

Телеграмма с распоряжением первенствующего члена Св. синода митро-
полита Киевского и Галникого Владимира (Богоявленского)1
6 марта 1917 г.
Моления следует возносить за Богохранимую Державу Российскую и за Благоверное
Временное Правительство ея.
Митрополит Владимир.
РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 6. Подлинник;

Послание Св. синода ко всероссийской пастве («К верным чадам Право-
славной Российской Церкви»)1
9 марта 1917 г.
«Благодать вам и мир да умножится» [2 Петр. 1,2].
Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни.
Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути.
Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!
Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую ми-
нуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем буду-
щем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим
воодушевлением.
Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради
спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое
историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на
благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдель-
ности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением
облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим
разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.
Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и на-
чинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а
подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви,
славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения.

РГИА. Ф. 796. On. 209. Д. 2832. Л. 75-75об. Машинопись. Подлинник;

[П од писали: ]
Смиренный Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский;

 

Из определения Св. синода № 1599 «Об исправлении богослужебных
чинов и молитвословий»1
18 марта 1917 г.
...ПРИКАЗАЛИ: Святейшим Синодом, по определению от 7-го марта сего года за
№ 1223, поручено состоящей под председательством Преосвященного Сергия, архиепископа
Финляндского, Комиссии по исправлению богослужебных книг произвести соответственно с
переменою в государственном управлении изменения в богослужебных чинах и
молитвосло-виях. Во исполнение этого синодального постановления преосвященный
Финляндский доносит, что означенная Комиссия, пересмотрев славянский текст нескольких,
самых необходимых для богослужебной практики, книг и принимая во внимание, что
перепечатка подлежащих соответствующему изменению мест вызовет большой расход,
пришла к заключению о необходимости напечатать соответствующие изменения для каждой
богослужебной книги на отдельных листах, кои и вкладывать в книги при продаже их; вместе
с тем Комиссия признала необходимым 1) установить для вновь издаваемых книг следующий
текст выходного листа: «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя
Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, при Благоверном Временном Правительстве
Богохранимыя Державы Российс-кия, благословением Святейшего Правительствующего
Синода, напечатася книга сия» и т. д., и 2) в дополнение к изменениям, объявленным в указе
Святейшего Синода от 8-го сего мар-та за № 4 и применяемым во всех богослужебных книгах в тех местах, где упоминаются имена
императора и царствовавшего дома, напечатать на отдельных листах следующие необхо-
димые изменения в тексте богослужебных книг: [...]2. Обсудив приведенный рапорт преос-
вященного Финляндского и признавая предположенные Комиссией по исправлению богослу-
жебных книг изменения в богослужебных книгах и молитвословиях правильными, Святей-
ший Синод ОПРЕДЕЛЯЕТ: поручить Синодальным типографиям напечатать для каждой из
упомянутых выше богослужебных книг соответствующие изменения на отдельных листах,
каковые листы и вкладывать в продаваемые книги, при напечатании же вновь упоминаемых
выше богослужебных книг принять к руководству намеченные Комиссией изменения3; вместе
с сим, для объявления об указанных выше изменениях по духовному ведомству, напечатать
настоящее определение в журнале «Церковные Ведомости»4.
РГИА. Ф. 796.Он. 209. Д. 2833. Л. 70-7Зоб. Машинопись, подлинник;
ЦВ. 1917. №16-17. С. 83-86.

Если в понимании какого-то догмата усматривается расхождение
между, с одной стороны, тем или иным богословским авторитетом, а с другой - богослужебными
текстами, я склонен отдавать предпочтение последним. И если учебник догматического богословия
содержит взгляды, отличные от содержащегося в богослужебных текстах, то исправлять надо не
эти тексты, а тот учебник. Тем менее допустимым я считаю исправление богослужебных текстов в
угоду современным нормам «политической корректности». По пути такого исправления давно уже
пошли многие протестантские общины. ...Все, что говорилось выше о богословском авторитете
богослужебных текстов, относится к «уставным» текстам богослужений суточного, седмичного и
годичного [богослужебных] кругов, содержащимся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Триоди
постной, Триоди цветной и Минеях» (Иларион, епископ Подольский. Православное богослужение
как школа богословия и богомыслия // Церковь и время. М., 2003. № 1 (22). С. 62, 68, 72).

Принимая во внимание, что обеспечение предпринимаемого Вре менным Правительством займа является одним из существенных условий вполне благополучного окончания настоящей войны и будущего возвеличения нашей Родины, Святейший
Синод определяет: 1) поручить Синодальным Конторам, епархиальным преосвященным1,
протопресвитеру военного и морского духовенства [Георгию Шавельскому] и протопресви-
теру [Александру] Дернову призвать подведомое им городское и сельское духовенство и
учителей церковно-приходских школ принять самое деятельное участие в разъяснении зна-
чения займа, как дела великой государственной и отечественной важности, а также в осве-
домлении того же населения с условиями и способами участия в займе и местами подписки
на него, 2) благословить духовенство свой пастырский призыв предварить в церквах
прочтением прилагаемых к настоящему № «Церковных Ведомостей», составленных на сей
предмет поучений2 и 3) предписать всем действующим в епархиях установлениям духовного
ведомства: архиерейским домам, монастырям, церквам, церковно-благотворительным,
просветительским и хозяйственным учреждениям все могущие быть свободные деньги об-
ращать на приобретение облигаций выпускаемого ныне займа; о чем, для неуклонного и
обязательного по духовному ведомству исполнения, настоящее определение и отпечатать в
«Церковных Ведомостях».
ЦВ. 1917. №9-15. С. 70;
Всероссийский церковно-общественный вестник (ВЦОВ). Пг., 1917. № 2. С. 2;

Первое «Поучение с церковного амвона о „Займе Свободы"»1
29 марта 1917 г.
Все в нашей жизни совершается по воле Божией. Великие дни переживает наша Родина.
Старое правительство довело Россию до края гибели. Случилось что-то невероятное. Великая
Россия, питавшая своим хлебом всю Европу, теперь, в дни войны, когда, казалось, всякий
вывоз хлеба за границу был прекращен, когда хлеба должно было хватить на всех с огромным
избытком, на самом деле, ощущает страшный недостаток в этом хлебе, а в иных местах терпит
чуть ли не настоящий голод. Нет не только хлеба, но не хватает и прочих необходимых
предметов продовольствия: масла, мяса и т. д. А раньше все это и за границу вывозили, и сыты
были, и запас оставался. Расстроилось народное хозяйство. Но не только хозяйство народа пришло в упадок, а и многое вызывает наше удивление и негодование. В самом
деле, количества народа у нас чуть не в три раза больше, чем у немцев. При этом мы, русские
люди, горячо любим нашу Родину, и наши воины на фронте дерутся с немцами, как львы. А,
между прочим, враг далеко проник в глубь России и захватил множество нашей земли, разорив
села, города, пустив по миру десятки тысяч наших братьев. Что это? Как это можно объяснить?
Вы сами знаете ответ: в нужную минуту не хватало снарядов, бывало, что у немцев пушка и
пулемет, а у русского воина дубина, да и то не у каждого. И произошло это потому, что при
старой власти не готовилось снарядов, выдавались планы немцам, предавались русские люди.
Нельзя перечислить всех тех действий, которые претерпела Россия из-за этих негодных людей.
И вот народ восстал за правду, за Россию, свергнул старую власть, которую Бог через народ
покарал за все ее тяжкие и великие грехи. Теперь народ хочет сам устроить свою жизнь так,
чтобы всем жилось хорошо, легко, по правде Божией. Учредительное Собрание, которое
изберет весь народ, установит новую форму правления, при которой будут решены все важные
задачи, устранено все то зло, которое еще осталось у нас от старого строя. Доя крестьян будет
разрешен вопрос о земле, что так тревожит и волнует крестьянство; для рабочих - о
правильной оплате их труда, словом, будет сделано все, чтобы всем обездоленным,
угнетенным жилось на Божием свете легко и радостно. Не будет у нас больше неправды,
насилия, обмана и продажности, но сам народ решит все по полной справедливости. Дай Бог,
чтобы скорее настало это благословенное, долгожданное и желанное счастливое время. Но,
братья, сейчас нельзя приступить к разрешению всего вышесказанного. Скажу более того: еще
неизвестно - да будет ли еще то, чего мы все так желаем. Может быть, все повернется назад
по-старому, и еще более - станет гораздо страшнее и тяжелее жить, чем это было при старом
правительстве. Потому что грозный враг наш, немец, еще не побежден, потому что немцы так
далеко ушли в глубь России, что хотят грозить и самым столицам нашим. Теперь немцы
хорошо понимают, что Россия при новом строе для них враг гораздо более страшный, чем это
было раньше, когда старое правительство продавало им Россию. Поэтому они напрягают все
свои силы к тому, чтобы победить нас, чтобы вернуть к нам все старое, может быть, мечтают о
том, чтобы какой-нибудь немецкий принц стал русским царем. Что же будет, если это
действительно случится? Страшно подумать. Зажмут всем рты, прикажут и забыть о воле, не
дадут крестьянам земли, будут всячески теснить и обижать нас, как это они уже делали и
делают с покоренными народами. Но этого не будет, ответите вы. Мало ли чего хочет немец.
Пусть попробует: ведь защищают же грудью своею Родину наши отцы, дети, братья наши. Все
это совершенно справедливо. Мы все готовы отдать свою жизнь за спасение России. Но мы
хорошо знаем, что голыми руками немца не возьмешь. У него и пушки, и пулеметы, и ружья, и
аэропланы, и великое множество всяких других средств для борьбы с нами. Это же самое
должно быть, конечно, и у нас. И должно быть всего не меньше, чем у немца, а даже еще больше.
Конечно, у нас есть боевое снаряжение, но его надо пополнять и обновлять. Надо множество
снарядов, пуль, которые расходуются на фронте страшно быстро. Надо лить новые пушки,
которые от времени приходят в негодность, нужны пулеметы, ружья и т. д. А солдат наших
надо одеть и накормить. Понятное дело, что все это стоит страшно дорого, почему и нужно
Правительству очень много денег. При старом правительстве денежные наши дела, как и все
остальное, пришли в сильный упадок, по какой причине, между прочим, теперь и такая
дороговизна. Денег новому Правительству не хватает, а деньги ему необходимы и, чем больше,
тем лучше. По этой причине Правительство объявляет теперь внутренний заем, «Заем
Свободы». Правительство приглашает всех тех, кто любит Родину, одолжить ему свободные
деньги, которые будут потом возвращены назад и с хорошей прибылью2. Я думаю, что вы все
согласитесь, что это наш прямой и святой долг перед матерью нашей Россией. Без денег нельзя
продолжать войны. Если мы не будем продолжать войны, немцы нас победят, и тогда вернется
старый порядок, погибнет наша свобода и все, чего мы от нее ждем. Несите же свои
сбережения. Наши братья свою кровь проливают, жизнь отдают, т[о] е[сть] самое дорогое, что
только может быть, а мы, оставшиеся дома, не можем, не смеем не отдать свои сбережения
для защиты правого дела, тем более, что эти деньги будут нам возвращены полностью и с
большими к тому же процентами. Эти деньги отдаем в верные руки. Новое Временное Пра-
вительство, которое стоит теперь у власти, избрал сам народ, тот самый народ, который заво-
евал себе свободу и свергнул поработителей этой свободы. Поэтому народное Правительство
употребит те деньги, которые на время одолжит ему народ, действительно, на закрепление
свободы, на ее защиту против грозного немца и всех ее врагов. Поступим же, дорогие братья,
как повелевает нам долг граждан свободной великой России: одолжим на время нашей Родине
свои сбережения, свою трудовую копейку, принесем эту небольшую жертву, поможем оте-
честву в трудное время, чтобы земля и воля, к которой так стремится каждый крестьянин, была
действительно получена им, чтобы жила и крепла Россия свободная и великая, чтобы не
рассыпались прахом все эти наши задушевные пожелания. Да поможет нам Бог.
ЦВ. 1917. Вкладыш к № 9-15. С. 2-3.

D своих воспоминаниях протопресвитер Г. Шавельский дал такую характеристику епископату,
стоявшему во главе РПЦ накануне 1917 года:
«В предреволюционное время наш епископат в значительной своей части представлял кол-
лекцию типов изуродованных, непригодных для работы, вредных для дела. Тут были искатели
приключений и авантюристы, безграничные честолюбцы и славолюбцы, изнеженные и избалован-
ные сибариты, жалкие прожектеры и торгаши, не знавшие удержу самодуры и деспоты, смиренные и
„благочестивые" инквизиторы, или же безличные и безвольные на руках своих келейников, [жен]
„мироносиц" и разных проходимцев, на них влиявших, пешки и т. д., и т. д. Некоторые владыки „та-
лантливо" совмещали в себе качества нескольких типов. "(Шавельский Г., протопресвитер. Воспоминания
последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 2. Н.Х., Изд. им. Чехова. 1954. С. 171-172).

Определение Св. синода № 2458 «О восстановлении в священном сане
священнослужителей, лишенных сана за политические убеждения»1
28 апреля 1917 г.
Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви имели
суждение о восстановлении в священном сане священнослужителей, лишенных сана за
политические убеждения. ПРИКАЗАЛИ: На основании бывших суждений, Святейший
Синод определяет: предоставить всем священнослужителям, которые были лишены свя-
щенного сана за их политические убеждения, войти в Святейший Синод с ходатайством о
пересмотре их дел и о восстановлении их в священном сане, о чем напечатать в «Цер-
ковных ведомостях» и в «Церковно-общественном вестнике».
РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. У стол. Д. 131. Л. 1, 3. Машинопись.
Два экземпляра копий; ЦВ.
1917. № 18-19. С. 117;
Любимов Николай, протопресвитер. Указ. соч. С. 25, 2 7, 28.

Из послания Св. синода «Возлюбленным о Христе братиям архипасты-
рям и всем верным чадам Св. Церкви»
29 апреля 1917 г.
"Давно уже в умах православных русских людей жила мысль о необходимости созыва Все-
российского Поместного Собора для коренных изменений в порядке управления Российской
церкви... Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общест-
венную и государственную жизнь, обеспечил и Церкви возможность и право свободного устро-
ения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поме-
стного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым."

[Подписали:]
Сергий [(Страгородский)], архиепископ Финляндский и Выборгский;
Агафангел [(Преображенский)], архиепископ Ярославский и Ростовский;
Михаил [(Богданов)], епископ Самарский и Ставропольский;
Андрей [(Ухтомский)], епископ Уфимский и Мензелинский;
Протопресвитер Николай Любимов;
Протоиерей Александр] Смирнов,
Протоиерей Александр Рождественский;
Протоиерей Ф[еодор] Филоненко.
ЦБ. 1917. № 18-19. С. 101-102.

Из проповеди к пастве викария Ярославской епархии епископа Рыбинского
Корнилия (Попова)
3 марта 1917 г.
...Мы с вами словно грозой встревожены печальным известием о страшной междо-
усобной брани в Петрограде. Причиной всему царское правительство. Оно уже свергнуто
волей народа, как не удовлетворявшее своему назначению и допустившее страну до голода
и беспорядков. Государственная Дума по требованию народа избрала новое правительство
из представителей народа, чтобы это новое правительство вывело русский народ и русскую
армию на путь победы и славы.
Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. № 9-10. Часть неофиц. С. 109.

Из заметки о политической позиции викария Вятской епархии епископа
Сарапульского и Елабужского Амвросия (Гудко)
3-5 марта 1917 г.
Епископ Амвросий в переполненном молящимися соборе восхвалял бывшего царя
[Николая II] и в особенности его супругу [императрицу Александру Федоровну], чем
внес в народ нежелательное возбуждение1.
Кама. Сарапул, 1917. № 52. С. 4.

Из речи архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения
(Стад-ницкого)1 на первом заседании Св. синода при Временном правительстве2
4 марта 1917 г.
В настоящую историческую минуту не могу не высказать несколько слов, быть может
и нескладных, но идущих от сердца. Господин обер-прокурор говорит о свободе Церкви.
Какой прекрасный дар! Свобода принесена с неба Спасителем нашим и Господом: «если
Сын освободит вас, то истинно свободны будете» [Ин. 8, 36]; она выстрадана апостолами,
куплена кровью мучеников. И великий дар свободы стоит испытаний и страданий. Двести
лет Православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой
простор! Но вот птица, долго томившаяся в клетке, когда ее откроют, со страхом смотрит на
необъятное пространство; она неуверенна в своих силах и в раздумье садится около порога
дверец. Так чувствуем себя в настоящий момент и мы, когда революция дала нам свободу от
цезарепапизма... Великий дар свободы куплен и приобретается всегда ценой испытаний.
Утверди, Господи, Церковь Твою!
Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 7. Часть неофщ. С. 324-325.

- По мнению архиепископа Арсения, царское кресло (трон), стоявшее во главе стола заседаний
членов Св. синода, являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской» Оно находилось рядом с креслом
председательствующего в синоде иерарха и предназначалось исключительно для царя. (Новгородские епарх.
ведомости. Новгород, 1917. № 11. Часть неофиц. С. 451).

 Из речи архиепископа Симбирского и Сызранского Вениамина
(Муратов-ского) в кафедральном соборе Симбирска
8 марта 1917 г.
.. .Совершилось величайшей важности историческое событие! Волей Божией наша до-
рогая и многострадальная Родина вступила на новый путь своей государственной жизни.
Посему-то мы сегодня и собрались в этот величественный храм, чтобы помолиться и испро-
сить у Господа Бога благословение на начало новой, свободной во всех отношениях жизни,
Дать при этом твердое обещание всецело подчиниться временному нашему Правительству и в
точности исполнять все его благие предначертания. Сказанное Правительство, решившись
взять в свои руки бразды правления, подъяло на свои рамена тяжкое бремя, и оно при этом
руководствовалось не намерением властвовать над нами, а горячей любовью к Родине и все-
целым желанием спасти таковую от врагов, силящихся уже почти три года всякими спосо-
бами поработить себе всех нас под свою жестокую и, воистину, зверонравную руку.
Наш Всероссийский корабль, выражусь образно, был близок к погибели. Бурные волны
житейского моря расшатали все его устои, повредили его и внутри и снаружи. Кормчие его
казались к возложенным на них обязанностям несостоятельными или по своему невежест-
ву или, вернее, по своей нечестности. Мы рисковали скоро потонуть и захлебнуться в волнах.
Не явись вовремя самоотверженные новые кормчие, я не знаю, что и было бы с нами!
Теперь, благодарение Богу, эти новые кормчие, согнав с корабля прежних негодных
кормчих, решили не только его починить, уснастить, украсить, но и ввести его в тихую
пристань. Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. № 6. Отдел неофиц. С. 107-109.

Из обращения к народу епископа Омского и Павлодарского Сильвестра
(Ольшевского) на городской площади в Омске во время празднования «торжества
гражданских свобод»
10 марта 1917 г.
...Император Николай II, давший при своем священном миропомазании обет
перед Господом блюсти благо народное1, снял с себя обет отречением от престола и от
верховной власти. Величайший долг устроения государственной жизни приняли на
себя народные избранники из Государственной Думы. Они составили временное
правительство, которое ныне заменило собою царскую власть. Так, своим отречением
от престола Император Николай II не только себя освободил, но и нас освободил от
присяги ему. Наш долг повиновения за совесть мы должны поэтому перенести
всецело на новое Временное Правительство. Будем же мы крестоносцами по духу
Христову. Будем верны новому правительству, дабы и врага победно отразить и
внутреннюю жизнь наисовершеннейше устроить. Поскольку наша присяга бывшему
Императору делом молитвенным была, то и освобождение от нее утвердим молитвой.
Помолимся Господу.
Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. № 12. Часть неофиц. С. 21-22.

Из проповеди епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя
Ухтомского) в Казанском соборе Петрограда
12 марта 1917 г.
...Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. В эту эпоху - все гре-
шили: лгали, льстили, насиловали народ и в слове, и в деле, и так или иначе устраивали
свои грешные дела... Теперь началась великая эпоха новой жизни, случилось нечто неве-
роятное. Наступили дни чистой народной жизни, свободного народного труда; зажглась
яркая звезда русского народного счастья.
...В древности у русского воинства был прекрасный обычай - в память своих наи-
более важных побед немедленно строить храм. Так в Казани, после покорения Казанского
ханства, был выстроен храм святых Киприана и Иустины. Вот и сейчас мы все, а особенно
русское воинство, должны немедленно строить святой храм , на этот храм каждый
православный христианин должен дать хоть самую малую жертву. Пусть этот храм будет
деревянный, маленький, - но его немедленно нужно строить. Пусть этот храм будет
Храмом правды Божией, правды святой, храм любви Божией.
Мы не имеем теперь царя земного, пусть же Царь Небесный царствует над нами.
Самодержец погиб и погиб безвозвратно; но вместо самодержца пусть великий Вседер-
житель царствует над нами.
Автократор перестал существовать, пусть же Великий Пантократор2 возьмет нас в
свой Отеческий покров и создаст Себе храм в честь и славу Имени Своему.
Уфимские епарх. ведомости. Уфа, 1917. № 7-8. Отдел неофиц. С. 193-195;

 

Из речи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) на
собрании кадетской партии1
12 марта 1917 г.
Господа, я всегда уважал и уважаю английскую конституционную монархию и
считаю этот образ правления наилучшим, но не для нас, не для нашего государства. И
потому я - за Российскую республику. Наши многие русские монархи и особенно пос-
ледний из них Николай II со своею супругою Александрою2 так унизили, так посрамили,
опозорили монархизм, что о монархе, даже и конституционном, у нас и речи быть не
может. В то время, как наши герои проливали свою драгоценную кровь за отчизну, в то
время, как все мы страдали и работали во благо нашей родины, Ирод3 упивался вином, а
Иродиада4 бесновалась со своими Распутиными5, Протопоповыми6 и другими
пресмыкателями и блудниками. Монарх и его супруга изменяли своему же народу.
Большего, ужаснейшего позора ни одна страна никогда не переживала. Нет, нет - не надо
нам больше никакого монарха. Самое слово «монарх» теперь для нас странно. .. .Изберут
вел. кн. Михаила или Николая Николаевича, поставят одного из них конституционным
монархом, а у него, смотришь, те же родные люди, те же пойдут друзья и приспешники.
Начнется опять та же, пусть себе сначала в меньшей степени, камарилья, свистопляска,
чехарда. ...Я повторяю, глубоко уважаю английский образ правления,
конституционную монархию, но она - не для нас; я - за республику, за совершенно но-
вый и для нас наилучший образ правления...
...Досточтимый Павел Николаевич Милюков - председатель партии Народной
Свободы, когда его спросил народ, какой же у нас будет образ правления, ответил, что это -
дело Учредительного Собрания, а по мнению Думы - конституционная монархия8. Ответ
его понятен.
.. .Итак, господа, на знамени нашей партии я написал бы такие слова:
1) Полное доверие новому правительству,
2) Решительная победа над немцем,
3)Учредительное Собрание и
4) Великая Российская Республика9.
Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917. № 3. С. 20-22;
Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. № 9-10. Отдел неофиц. С. 309-310.
1 Кадетская (конституционно-демократическая) партия, партия «Народной свободы» - одна
из наиболее влиятельных политических партий, представлявшая левое крыло российского либера
лизма. Организационно оформилась в октябре 1905 г. (см. подробнее: Политические партии России.
С. 267-273).
2 Александра Федоровна, российская императрица (1894-1918), супруга Николая II. Настоя
щее имя Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская.
3 Ирод Антипа - один из упоминаемых в Новом Завете правителей Иудейского царства.
Известен своей беспечностью и сладострастием. Отнял у своего сводного брата Ирода Филип
па I его жену Иродиаду, за что был обличен св. Иоанном Крестителем. По его приказу была от
сечена глава св. Иоанна Крестителя [Мк. 6, 18-20] (См. подробнее: Библейская энциклопедия. /
Сост. Никифор, архимандрит. М., Репринтное издание. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
1990. С. 50).
4 Иродиада - один из персонажей Нового Завета. Главная виновница убийства св. Иоанна Крес
тителя. Была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I. Во время этого брака вступила в сожитель
ство с другим своим дядей Иродом Антипою. Иоанн Креститель открыто обличал ее прелюбодеяние.
В отместку Иродиада сумела настроить Антипу против обличителя беззакония и, воспользовавшись
сложившимися обстоятельствами, добилась казни св. Иоанна Крестителя [Мк. 6,17-29] (См. подробнее:
Библейская энциклопедия. С. 298).
5 Распутин (Новых) Г.Е. (1872 - 1916 гг.) - из крестьян Тобольской губернии. Фаворит импе
ратрицы Александры Федоровны. Пользовался репутацией «старца» и «предсказателя-чудотвор
ца». Был убит группой заговорщиков, считавшей, что влияние Распутина на Николая II и императ
рицу пагубно для России (Каталог русских архиереев-обновленцев. Указ. соч. С. 1003).
6 Протопопов А.Д. - последний министр внутренних дел Николая II. Был назначен на этот пост
по ходатайству Г.Е. Распутина в сентябре 1916г. (см. о нем: Политические партии России. С. 490;
Искендеров А.А. Закат империи. М., Редакция журнала «Вопросы истории». 2001. С. 551-573).
7 Выделено Никоном.
8 В планы Временного Комитета Государственной Думы входило добиться отречения Нико
лая II и передать престол наследнику Алексею при регентстве вел. кн. Михаила Александровича
(Милюков П.Н. История второй русской революции. М., РОССПЭН. 2001. С. 49-51; Искендеров
АЛ. Указ. соч. С. 522, 539).

Яндекс.Метрика