Tuesday 8 October 2024

Эксперты оценили число попадающих в «квалификационную яму» россиян

В «квалификационную яму» попадают те, чьи компетенции избыточны или недостаточны для выполняемой ими работы. В России число таких работников составляет 33,9 млн человек, говорится в докладе BCG и World Skills

Почти у 34 млн человек, работающих в России, избыточные или недостаточные для выполняемой работы компетенции, и они попадают в «квалификационную яму». Об этом говорится в докладе BCG и World Skills «Массовая уникальность — глобальный вызов в борьбе за таланты», — передает «РИА Новости».

В документе, основанном на статистике Организации экономического сотрудничества и развития, указывается, что каждый третий работник в мире сталкивается с этой проблемой. В «квалификационной яме» находится около 1,3 млрд сотрудников, а к 2030 году их число увеличится на 100 млн.

 

Согласно докладу, в России число таких работников составляет 33,9 млн человек.

 

Как отмечается в докладе, проблема так называемой "кадровой ямы" является одной из главных проблем на рынке труда. По словам гендиректора "Росатома" Алексея Лихачева, современные технологии, искусственный интеллект, роботы и интернет оставляют без работы миллион человек, лишь усугубляя ситуацию.
 
По данным авторов доклада, только в 2017 году мировой ВВП недосчитался из-за этой проблемы пяти триллионов долларов. При этом, отмечают эксперты, в ближайшее десятилетие качественный переход к "новому типу социального контракта" способен повысить валовый внутренний продукт в разных странах на 0,5%-2% в год.
 
Ранее по данной тематике дал обширное интервью основатель портала superjob.ru
 
Основатель Superjob Алексей Захаров: «Перспективных профессий не существует»
 
Выпускные экзамены всё ближе, и у детей и их родителей встаёт вопрос о продолжении образования и перспективах дальнейшей работы. Однако поиск места под солнцем волнует не только потенциальных студентов, но и многих людей, затронутых безработицей или ищущих иных путей. Что происходит на рынке труда, какие профессии востребованы, а у каких нет перспектив, как правильно искать работу, News.ru рассказал глава портала по поиску работы Superjob Алексей Захаров.


— Судя по официальным данным Минтруда, в последние дни наметилась тенденция к росту безработицы. Как оценивают ситуацию на рынке труда специалисты вашей компании?

— У нас очень большая страна и, соответственно, очень разная ситуация с безработицей в разных регионах. Одно дело — Москва, где безработицы нет. Нет вообще.

Что значит её нет? Это значит, что любой человек, который хотел бы найти работу по специальности, за разумные сроки эту работу найти может. Это не значит, что он найдёт её на ту зарплату, которую хочет, но это значит, что по абсолютно любой специальности работу можно найти.

При этом есть большое количество компаний, которые работают в конкурентных отраслях, например, всё, что касается информационных технологий, где не только безработицы нет, там дичайший кадровый голод. Найти на рынке практически никого невозможно уже давно. Все компании вкладывают огромные средства в обучение людей, которых недоучили в вузе.

Есть депрессивные регионы, где если ты потерял по каким-то причинам работу по специальности, то у тебя нет ни малейшего шанса когда-нибудь найти её в этом регионе. И единственный способ сохранить себя в специальности — это переезд в другой регион: в более крупный или в мегаполисы вроде Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга.

Либо надо полностью менять сферу деятельности. Но менять её некуда, потому что в этой сфере деятельности кто-то тоже потерял работу и никогда её найти не сможет. Это касается в первую очередь большинства моногородов, которых у нас около 300.


— По мнению ряда экспертов, цифровая революция в ближайшие 5–7 лет может полностью изменить структуру рынка труда. Действительно ли рынок меняется столь кардинально?

— Тенденции все налицо, начиная с каких-то простых вещей. Например, бухгалтерия. Если сегодня какие-то молодые люди собираются идти работать бухгалтерами, то я бы не советовал. Потому что, с очень большой вероятностью, бухгалтерия исчезнет вообще. С введением модной технологии блокчейна надобность в бухгалтерии как фискальном инструменте, то есть всё, что связано с подсчётами налогов, зарплат, документооборотом и прочим, отпадёт. Всё больше компаний переходят на электронный документооборот. Ещё один шаг — и, например, «Сбербанк» полностью перестанет принимать бумажные документы от юридических лиц.

Поясню. Блокчейн позволяет в тот момент, когда мы покупаем буханку хлеба и проводим карточкой, заплатить налоги. И варианта уйти от налогов в таком случае просто нет. Продал — заплатил. Налоговой инспекции не надо приходить проверять компании. У налоговой в момент совершения любой транзакции уже всё есть. Поэтому те бухгалтеры, которым сейчас 50 лет, до пенсии, наверное, доработают. Но надеяться на повышение зарплат в этой сфере у обычных бухгалтеров — нулевая вероятность, поскольку всё равно кадры, работающие на первичке, будут высвобождаться. Уже высвобождаются.

На рынок будет выходить всё больше людей, которые имеют навыки работы бухгалтером и больше никем, а работы для них с каждым годом будет всё меньше. Соответственно, у молодёжи, которая сегодня осваивает профессию бухгалтера, доработать в ней до пенсии шансов нет.


— Тогда возникает вопрос: куда идти учиться? Какие специальности, профессии имеют перспективу?

— Перспективных специальностей не существует. Идти учиться перспективным специальностям — это странная и бесполезная вещь.

Договоримся о терминах. Когда у нас говорят «востребованная специальность», путают холодное с зелёным. У нас нет невостребованных специальностей. Говорить о том, что программисты у нас востребованы больше, чем дворники, или дворники больше, чем технологи общественного питания, — это тяжёлый горячечный бред. Нам нужны и программисты, и дворники, и технологи общественного питания. Сравнивать одно с другим — категорически неправильно.

Все рейтинги самых востребованных профессий, которые мы часто видим в прессе, к реальности не имеют отношения. Нам нужны и юристы, и программисты, и водители. Мы можем разбираться внутри программистов, какие из них наиболее востребованы сегодня, и какие из дворников более востребованы сегодня, и так далее. Поэтому будут востребованы все, и бухгалтеры в том числе, ещё долго.

Есть некоторые всплески к начинающим бурно развиваться отраслям, специальностям, где люди (подчеркну: на какой-то период, как правило, очень недолгий, в исторических масштабах — 5–10 лет) начинают получать высокие или сверхвысокие относительно других зарплаты. Просто потому, что этих людей мало, а темы модные. Пресловутый блокчейн и криптовалюты.

Тут есть два варианта. Если есть какое-то математическое образование, то это достаточно простые с точки зрения алгоритма технологии. Ты говоришь, что разбираешься в блокчейне, и можешь получить зарплату в два раза больше относительно той, которую бы получал, если бы сказал, что не разбираешься. Потому что много кто хочет, но мало кто понимает из тех, кто готов вкладывать в это деньги. А дальше либо за 2—3 месяца ты разбираешься с тем, что такое блокчейн, либо тебя с позором вышибут. Но ты уже чуть-чуть прокачался и снова со строчкой в резюме и с повышением зарплаты идёшь дальше изучать, что такое блокчейн.

Это циклами происходит. Пена взбивается, и в ней появляется огромное количество людей, которые ничего не умеют, но умеют себя продавать на рынке. Они действительно получают очень высокие, причём незаслуженно, зарплаты. Они 10 лет в шоколаде, но сходит пена, и у них начинаются проблемы.

Предыдущий подобный хайп был с разработчиками мобильных технологий. При этом за последние 100 лет наперёд ещё никто не угадал, что же будет самым востребованным, чтобы отправить ребёнка учиться именно этому.

Мой совет — всегда отправлять ребёнка учиться туда, к чему у ребёнка лежит душа. Там он в любом случае будет опережать тех, кто пошёл учиться на то же самое, но душа к этому не лежит.


— О профориентации сейчас говорят очень много, принимают программы. Как подготовить человека к выбору профессии?

— Последние 15 лет Superjob везде говорил: ужасно, что у нас отсутствует государственная программа профориентации. Она нужна. Она нужна в школах, вузах, иначе дети после школы делают неправильный выбор, после вузов ребята не понимают, куда им идти. 60% населения, которое получило высшее образование, никогда в жизни не работали по специальности, полученной в вузе. Это зря потраченное время, бюджетные или родительские деньги. Ни это время, ни деньги никогда не вернутся.

В результате кого-то «кривая выносит», а кто-то превращается в лузеров, которые впадают в депрессию после 40: ты хороший специалист, но ты никому не нужен, потому что ничего не умеешь, ничему не научился.

Наша компания делает огромную работу самостоятельно, потому что мы поняли: надо не говорить, а делать. Только за последние три года наши эксперты провели больше 500 мероприятий в школах, колледжах, вузах. Мы разработали собственную методологию профориентации для школ и для вузов, но она не про профессии.

Мы считаем, что профориентировать на какую-то определённую специальность ещё в школе неправильно: мы можем не туда сбить мозги. А в вузе человек уже поступил на какую-то специальность, значит, его надо на что-то другое ориентировать.

Наши методологии — это soft-skills: мы учим людей ориентироваться в жизни. Мы учим понимать, что такое рынок труда, как на нём делать выбор, как правильно выстраивается карьера, какие этапы есть в поиске работы, в выборе своего пути (если говорить о школьниках), правильного работодателя (если говорить о выпускниках вузов), что такое резюме, собеседование. То есть те навыки, которые понадобятся любому при поиске работы. Мозги у детей включаются очень хорошо, они начинают по-новому смотреть на жизнь.

Что, например, показывает наш курс профориентации для школьников? Приходим и спрашиваем у восьмиклассников: «Сколько тебе денег надо на жизнь?»

Он считает, что сколько родители дают на завтраки и поход с девушкой в кино, столько и нужно. А дальше мы спрашиваем: «А вот завтра папа и мама улетели на Луну, сколько надо? Из чего состоит вот это «надо на жизнь»?»

И вдруг в восьмом классе человек начинает понимать, что кроме завтрака и каких-то развлечений, есть ещё одежда, которую родители покупают. И она стоит денег. Он знал об этом, но не задумывался, что на это надо заработать. Что есть квартплата, лекарства, транспорт и т.д. Есть структура расходов — примерно восемь позиций, — на которую уходит примерно 99% семейного бюджета.

И на вопрос «Сколько ты персонально обходишься своей семье?» не может ответить никто ни в 8-м, ни в 10-м, ни в 11-м классе.

Мы даём домашнее задание: посчитать, во сколько же дорогой ребёнок реально обходится маме с папой. То есть посчитать долю затрат на него в структуре семейного бюджета. Потому что столько понадобится, чтобы не помереть с голоду, если папы с мамой завтра не будет.

На самом деле даже папа с мамой не знают этого. Никто не задумывался об этом. Живём как живём. Такой менталитет у нас.

И когда дети вместе родителями проделывают это задание, то у них открываются на мир глаза. И они задумываются — сколько надо? А мы показываем, где это можно найти. А если надо больше? За то, что ты знаешь в 8-м классе, много не дадут. Значит, надо идти учиться. А куда? Мы помогаем разобраться. Походить по взрослым мероприятиям, посмотреть, где комфортно, а где некомфортно. Побывать, например, на конференции программистов и решить что-то для себя.

Эти методологии нами разработаны, работают очень хорошо. Мы сейчас идём в школы, вузы, начинаем это внедрять. Кстати, буквально на днях президент Владимир Путин решил ежегодно выделять 1 миллиард рублей на профориентацию.

Правда, сейчас вокруг этой темы появляется много мошенников, которые предлагают за полчаса на компьютере протестировать ребёнка и сказать, кем он будет. Это полная дурь. Платить за это деньги я бы не стал. Хуже от этих тестов не будет, но полагаться на них при выборе профессии как минимум странно. Они никогда не скажут, насколько лучше у вас получится программировать какие-нибудь контроллеры для космических кораблей или заниматься блокчейном. А то, что они покажут, что вы на 30% гуманитарий, а на 70% — технарь... Другой тест покажет обратное. Если ребёнок в 8-м классе гуманитарий, это и так всем известно.

Я вышел на парадоксальную мысль (про себя прежде всего), что когда кто-то говорит, что он гуманитарий, он просто говорит, что ему в школе не повезло с учителем математики. Те, кому повезло, они универсальны. А нам надо как-то оправдаться, что корень квадратный вычислить не можем. На самом деле, не было человека, который бы объяснил, в чём кайф математики.

Это вопрос уже к образованию, потому что вся профориентация начинается с рождения, а заканчивается, когда тестостерон пошёл в кровь. Не так давно выяснилось, что с момента наступления полового созревания практически ни одного человека уже ничему в жизни научить нельзя. За редким исключением. Это связано с эволюцией человека и генетическими установками, сформировавшимися за тысячелетия его развития. Где-то с 12 лет генетическая программа «обучение» у человека автоматически выключается.

Но поскольку человек есть homo sapiens, то есть социальные установки, которые человек (не каждый) получает в семье, а потом в младшей школе, на постоянное обучение. Как правило, эти установки надо не давать, а просто не мешать им. Задача — не убить в ребёнке почемучку. Тогда она сохраняется во взрослом возрасте и позволяет развиваться.

Часто родители, приходя домой с работы усталые, отмахиваются от детских «почему», и эта программа выключается ещё до начальной школы. Если её не убили родители, что происходит примерно в 99% случаев, то добивают в начальной школе. Тех, кто смог всё это пережить, меньшинство, но они чему-то научились.

Отсюда задача перестройки пирамиды образования. Сейчас у нас самые низкие квалификационные требования к воспитателям детских садов, потом — к учителям младших классов. Им даже не требуется высшее образование, достаточно колледжа. Соответственно, у них и самые низкие зарплаты. Должно быть всё наоборот, потому что то, что испорчено в детском саду и младшей школе, уже никакая средняя и старшая школа, а тем более вуз поправить не могут.

Надо менять квалификационные требования, переворачивать эту квалификационную пирамиду. Если не убить почемучку до 12 лет (условно), то дальше он сам справится. Придёт пешком в Москву, как Ломоносов, отгуляет своё, тестостерон отбушует, он возьмётся за книжки, потому что самому захочется. А если убить, то не возьмётся, потому что навыки не выработаны.

Слава богу, что появляется понимание этого. Появляются экспериментальные школы, да и в обычных школах, где грамотные директора, наступает понимание того, как должно быть на самом деле.


— Некоторое время назад президент страны заявил, что в России не хватает хорошо подготовленных специалистов рабочих профессий. По данным вашей компании, насколько эта проблема серьёзна?

— Проблема действительно существует. Именно поэтому совместно с Общероссийским народным фронтом Superjob, опять же — на некоммерческой основе, создал такой портал, как профстажировки.рф. Со стороны ОНФ проект активно продвигает Илья Сёмин, наш большой друг и коллега.

Этот проект помогает студентам и выпускникам подобрать предприятие для прохождения стажировки или практики в любом регионе России. Сегодня на портале около 5 тысяч стажировок, в том числе от таких корпораций, как Росатом или АО «ОКБ «Аэрокосмические системы», крупных заводов в регионах. Сотни компаний сегодня ждут молодых специалистов.

Стажировки есть фактически во всех регионах России, и, что немаловажно, зачастую они ещё и оплачиваются.


— Востребованность специалистов какого звена сейчас наиболее актуальна на рынке? Среднее, топ-менеджеры?

— Топ-менеджеры всегда востребованы более, чем кто-либо, их всегда не хватает. Востребованы мотивированные специалисты и обученные. Если у человека уровень квалификации выше среднего в своей отрасли, он всегда находит работу очень быстро. Если средний или ниже, то — тяжелее и дольше.

Высокий уровень берётся из постоянного обучения, впитывания чего-то нового, чего-то на стыке. Например, IT + медицина.


— По каким критериям можно определить реальную квалификацию специалиста?

— Только в деле. Просто есть профессии, где это очень быстро определяется, например, водитель — сел за заднее сиденье и сказал: «Поехали по Садовому кольцу».

С топ-менеджерами сложнее. Иногда он успевает принести крупной корпорации миллиардные убытки, прежде чем становится понятна ошибка. Такой человек может очень быстро угробить крупную компанию. Никто от этого не застрахован.

Задача каждого руководителя — в первую очередь работа с людьми, своими подчинёнными, а потом всё остальное.


— На что должен обращать внимание соискатель при составлении резюме и на что обращает внимание работодатель?

— Никто никого не учил искать работу, в том числе писать резюме. Большинство резюме — это набор ничего не значащих фраз. Работодателю в резюме интересно посмотреть не что человек делал, а что он сделал. Например, для водителя — это стаж безаварийного вождения, для продавца — насколько он увеличил продажи по сравнению с предыдущими продавцами или коллегами, и т.п.

Когда человек акцентирует внимание на том, что было до него и что стало при нём, то есть на своих достижениях, это сразу делает его резюме играющим, и его приглашают на собеседование. А дальше он может всё испортить только сам, потому что когда человека приглашают на собеседование — значит, его на 100% хотят взять на работу.


— Но надо признать, что у нас большинство людей не умеют ни резюме составлять, ни собеседование проходить.

— Мы в Superjob помогаем составлять резюме, и делаем это всё лучше. У нас разработана технология, которая позволяет взрослым людям правильно составить резюме.

Мы проводили мастер-класс в МГИМО и смотрели, куда можно пойти. Увидели запрос на журналистов в известную крупную торговую сеть. Казалось бы, что такого? Но бюджет её пиар-отдела в 10 раз превосходит бюджеты всех СМИ вместе взятых, кроме разве что крупных федеральных. И когда вы рулите таким бюджетом, вы можете чудеса творить: кино снимать, 20 газет издавать и прочее. Надо понимать масштаб деятельности.

Это просто пример. Молодёжь не очень понимает возможности тех или иных ресурсов.

Поиск работы — это работа. Часто тяжёлая, нудная, иногда неприятная, но она имеет свои правила. Все возможные советы по её поиску — составлению резюме, прохождению собеседования и так далее — давно прописаны. Проблема в том, что большинство соискателей не хотят их читать.

Мой личный опыт говорит о том, что молодых людей где-то лет до 35 можно научить читать инструкции, а вот из тех, кто постарше, мне лично одного из ста удалось заставить прочитать инструкцию.


— До окончания учебного года остаются считаные месяцы, у многих детей и родителей возникает вопрос: куда пойти учиться?

— Прежде всего надо смотреть, куда лежит душа. Практически во всех отраслях нас ждут сейчас очень большие прорывы. Проявить себя можно во многих местах, но чтобы туда попасть, надо будет выдержать серьёзную конкуренцию с себе подобными. Надо чётко понимать, что ты хочешь делать, во что-то влюбиться. И посвящать этому достаточно много времени, и делать это эффективно. И стараться быть первым среди равных.
 

 

Почти у 34 млн человек, работающих в России, избыточные или недостаточные для выполняемой работы компетенции, и они попадают в «квалификационную яму». Об этом говорится в докладе BCG и World Skills «Массовая уникальность — глобальный вызов в борьбе за таланты», — передает «РИА Новости».

В документе, основанном на статистике Организации экономического сотрудничества и развития, указывается, что каждый третий работник в мире сталкивается с этой проблемой. В «квалификационной яме» находится около 1,3 млрд сотрудников, а к 2030 году их число увеличится на 100 млн.

Согласно докладу, в России число таких работников составляет 33,9 млн человек.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/27/08/2019/5d6459539a794702c7dd47bf?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

апиапиаЭксперты оценили число попадающих в «квалификационную яму» россиян

В «квалификационную яму» попадают те, чьи компетенции избыточны или недостаточны для выполняемой ими работы. В России число таких работников составляет 33,9 млн человек, говорится в докладе BCG и World Skills

Эксперты оценили число попадающих в «квалификационную яму» россиян
В «квалификационную яму» попадают те, чьи компетенции избыточны или недостаточны для выполняемой ими работы. В России число таких работников составляет 33,9 млн человек, говорится в докладе BCG и World Skills

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/27/08/2019/5d6459539a794702c7dd47bf?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Яндекс.Метрика